Патология иммунной системы аллергия

Аллергия и иммунитет

Патология иммунной системы аллергия

Аллергия и иммунитет тесно взаимосвязаны. Вследствие аллергической реакции происходит ослабление иммунной системы. Для того чтобы на иммунитет аллергия не влияла, необходимо лечить соответствующие заболевания своевременно.

Иммунитет и аллергия: какая между ними связь

Аллергическая реакция наблюдается при ослаблении иммунитета, выражающемся в накоплении IgE, выделении гистамина. При этом снижается способность организма сопротивляться инфекционным заболеваниям.

Обратите внимание! При снижении местного иммунитета в области слизистых оболочек респираторных путей облегчается процесс проникновения инфекции в организм. Из-за отсутствия противодействия аллергены поражают системные органы человека. В результате возникают серьезные болезни, которые тяжело поддаются лечению.

Причины развития аллергии

Механизм иммунного ответа, который запускается при взаимодействии с аллергеном, у всех пациентов одинаков. Но причины формирования чувствительности к влиянию провоцирующего фактора разнообразны. Аллергия нередко появляется при контакте с химическими веществами или проживании в неблагоприятной экологической обстановке.

Наиболее значимые триггеры

Под значимыми триггерами понимают факторы, провоцирующие возникновение аллергической реакции. К их числу относятся:

  • наследственная предрасположенность к возникновению аллергии;
  • острые и хронические инфекционные заболевания;
  • контакт с ядовитыми веществами.

При выяснении того, как аллергия влияет на иммунитет , следует отметить, что в большинстве случаев встречается совокупность провоцирующих факторов. Даже отягощенная наследственность обычно никак не проявляет себя без воздействия дополнительных триггеров.

Рецепторы tlr2 при аллергии

Стоит отметить влияние аллергии на состояние реснитчатого эпителия, расположенного в районе дыхательных путей. В отдельных ситуациях наблюдается частичное подавление активности TLR2. Он представляет собой толл-подобный рецептор, ответственный за стимулирование клеточного иммунитета.

Иммунитет при аллергии ослабляется, потому что толл-подобные рецепторы способны соединяться с имеющимися в стенках клеток вредоносных бактерий липосахаридами. Липосахариды при проникновении в кровь, в свою очередь, становятся причиной выраженной интоксикации.

Низкий иммунитет при аллергии сопровождается такими проявлениями:

  • повышенной температурой;
  • учащенным пульсом;
  • резкими колебаниями кровяного давления;
  • развитием септического шока.

Взаимосвязь таких понятий, как аллергия и иммунитет , в таком случае ярко выражена. В норме при связывании мембранных белков с липосахаридами патогенных бактерий запускается иммунный ответ. При уменьшении активности TLR2 белка происходит искажение иммунного ответа при вторжении в организм возбудителя инфекционного заболевания.

Иммунные пептиды при аллергии

При аллергической реакции происходит снижение активности бета-дефензина. Бета-дефензин представляет собой пептид, который принадлежит к дефензинам (иммунным белкам). Подобные иммунные белки принимают непосредственное участие в процессе фагоцитоза.

Пептиды указанной группы, повышающие барьерную функцию организма, помогают бороться с перечисленными ниже патологиями:

  • гриппом;
  • цитомегаловирусом;
  • герпесом;
  • заболеваниями, спровоцированными патогенным микроорганизмом Pseudomonas aeruginosa;
  • аденовирусом.

Важно! При ослаблениииммунитета, сопровождающегося снижением количества дефензинов в организме, может возникать угревая сыпь.

Кателицидин

Кателицидин является антимикробным низкомолекулярным белком. Он присутствует в:

  • нейтрофилах;
  • моноцитах;
  • лимфоцитах;
  • эпителиальных клетках.

Антимикробный белок играет большую роль в слаженном функционировании человеческого организма. Например , кателицидин:

  • активен против отдельных патогенных бактерий;
  • указанный белок принимает участие в регенерации эпителия;
  • кателицидин защищает сперматозоиды от поражения патогенными микроорганизмами при перемещении через женские половые пути (к яйцеклетке).

Стресс и фактор стерильности

Широкое распространение получил «фактор стерильности» («теория гигиены»). При создании практически идеальных бытовых условий, приближенных к параметрам максимальной чистоты, уменьшается потребность организма в иммунной защите.

В результате может развиваться аллергия на вещества, которые, в принципе, не представляют особой опасности. К таким аллергенам принадлежат пыль, кошачья шерсть, отдельные продукты питания.

В тяжелых случаях развивается сильная аллергическая реакция, сопровождающаяся отеком Квинке .

Аллергия и иммунодефицит

Аллергию не следует рассматривать как пример иммунодефицита. Аллергическая реакция представляет собой патологически обостренную чувствительность организма. Механизмы, которые отвечают за ее реализацию, активизируются, а не подавляются.

Иммунотерапия: ее особенности и преимущества

АСИТ (аллергенспецифическая иммунотерапия) благотворно влияет на организм. Она помогает сформировать иммунологическую толерантность.

Положительное влияние АСИТ на организм заключается в следующем:

  • уменьшение чувствительности к воздействию аллергенов;
  • снижение потребности в медикаментах;
  • предупреждение дальнейшего распространения воспаления.

АСИТ эффективна и в том случае, когда наблюдается астма при аллергии. При применении этой методики в организм больного вводится постепенно увеличивающаяся доза специально измененного аллергена. При этом состояние пациента контролируется при помощи клинических анализов.

Несмотря на то, что АСИТ в целом способна положительно влиять на организм, есть определенные противопоказания к применению методики:

  • детский возраст (до пяти лет);
  • прием лекарственных средств, принадлежащих к группе бета-блокаторов;
  • тяжелая астма;
  • наличие иммунодефицита.

Важно! В отдельных случаях при введении в организм аллергена возникают и такие негативные последствия, как анафилактический шок, бронхоспазм.

Как укрепить организм и методы профилактики

Борьба с аллергической реакцией предполагает:

  • исключение контакта с аллергеном;
  • применение лекарств с антигистаминными свойствами;
  • использование секретолитиков и бронхолитиков для улучшения функций органов, пораженных аллергической реакцией;
  • прием препаратов из группы глюкокортикостероидов для подавления воспаления.

Стоит задуматься о том, как повысить ослабленный иммунитет при аллергии. Комплекс прием витаминов и включение в рацион большого количества рыбы, мяса и свежих овощей позволяет укрепить иммунную систему. Но при составлении ежедневного меню нужно убедиться в отсутствии пищевой аллергии на какой-либо продукт.

Чтобы снизить влияние аллергии на иммунитет , применяют и лекарственные растения с иммуномодулирующим, гепатопротекторным и детоксикационным эффектом. К числу таких лечебных трав принадлежат:

  • эхинацея. Лекарственное растение обладает выраженным иммуномодулирующим эффектом;
  • солодка. Лечебное растение можно применять при нарушении функций дыхательной системы. Средства, сделанные на основе солодки, используют при лечении бронхиальной астмы, спровоцированной аллергической реакцией;
  • крапива двудомная. Лечебное растение способствует укреплению иммунной системы, очищению крови;
  • зверобой, наделенный выраженным противовоспалительным и антисептическим эффектом.

В целях профилактики можно применять и средства, в составе которых присутствует дигидрокверцетин. Указанный флавоноид отличается выраженным антиоксидантным эффектом. Он нейтрализует активность свободных радикалов, оказывает противоаллергическое воздействие.

Народные средства активно применяют и при лечении аллергии. Напитки, сделанные на основе одуванчика лекарственного, способствуют улучшению процессов метаболизма, нормализации пищеварения. Средства с девясилом полезны при пищевой аллергии, заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта. Иван-чай способствует выведению токсинов и тяжелых металлов из организма.

При появлении первых неблагоприятных симптомов сдают анализ крови на иммуноглобины (антитела ). Такое исследование проводят для определения аллергена.

Источник: https://allergia.expert/allergicheskie-zabolevaniya/drugie-raznovidnosti/allergiya-i-immunitet.html

Патология иммунной системы

Патология иммунной системы аллергия

К патологии иммунной системы принято относить аллергию, иммунодефицитные состояния и аутоиммунные заболевания.

Аллергия

Аллергия — это иммунологическая реакция, которая возникает при повторном попадании антигена (аллергена) в организм, сопровождающаяся повреждением собственных клеток, воспалительным процессом, не имеющим защитного смысла, и нарушением функций систем и органов. Различают аллергические заболевания, в основе которых лежит реакция на внешние (экзогенные) аллергены и аутоаллергические заболевания, при которых возникают аллергические реакции на собственные ткани.

Если при нормальных иммунологических реакциях иммунитет защищает организм от патогенных факторов, то при аллергии он реагирует на антигены, которые не несут организму угрозу (пыльца растений, домашняя пыль, пищевые продукты, лекарственные средства и т.п.). В качестве аллергенов могут выступать не только сложные молекулы, но и гаптены в случае их соединения с белками (см. ранее).

Стадии (фазы) аллергических реакций.

Перваяиммунологическая стадия, при которой происходит повторное взаимодействие аллергена с ранее выработанными антителами к нему и (или) с лимфоцитами, «настроенными» (сенсибилизированными) к данному аллергену (выработка антител и сенсибилизация возникают после первого попадания аллергена в организм).

Вторая стадияпатохимическая, при которой происходит выработка биологически активных веществ, что является следствием ранее описанной иммунологической реакции.

И, наконец, третья, патофизиологическая стадия — это воспалительный процесс и разнообразные нарушения функций органов и систем в результате воздействия данных биологически активных веществ.

Типы аллергических реакций. Если раньше выделяли только аллергию немедленного и замедленного типа, то теперь принято различать пять типов аллергических реакций.

Аллергические реакции 1 типа. Их еще называют аллергические реакции немедленного типа, анафилактические, атопические, реагино- вые. Они возникают у людей, у которых вырабатывается повышенное количество антител класса Е (см. ранее) в ответ на попадание таких аллергенов, как пыльца, белок коровьего молока, пчелиный яд, антибиотики и т.д.

(данной наследственной предрасположенностью обладает 10—15% людей). При этом антитела фиксируются на мембранах базофилов и тучных клеток соединительной ткани и при повторном попадании аллергена в организм вызывают выделение этими клетками биологически активных веществ, в первую очередь гистамина (а также вышеупомянутых цитокинов и особых, выделяющихся при аллергии веществ, лейкотриенов).

Это приводит к расширению сосудов, повышению проницаемости их стенки, отеку, снижению АД, бронхоспазму, рвоте, диарее. Позже это ведет к повреждению и клеточной инфильтрации слизистой, и кожи мигрирующими эозинофилами и нейтрофилами под действием вышеописанных биологически активных веществ.

Вышеописанный тип реакции лежит в основе таких состояний, как анафилактический шок, бронхиальная астма, крапивница, атопический дерматит.

Аллергические реакции 2 типа называются цитотоксическими.

В них ведущую роль играют иммуноглобулины М и G. Такие реакции возникают вследствие сенсибилизации организма лекарственными препаратами, при повторных переливаниях крови, резус-конфликте матери и плода и приводят к разрушению клеток крови и вследствие этого к гемолитической анемии, лейкопении, тромбоците пении.

Аллергические реакции 3 типаиммунокомплексные.

При них образуются комплексы «антиген (аллерген) — антитело», которые не поглощаются макрофагами, а оседают на сосудистой стенке, вызывая воспалительный процесс в ней (васкулит).

Этот процесс лежит в основе воспаления сосудов как во всем организме, так и в отдельных местах, что сопровождается поражением кожи, почек (гломерулонефрит), суставов.

Аллергические реакции 4 типа (опосредованная гиперчувствительность) или аллергические реакции замедленного типа.

Реакции данного типа возникают в месте попадания аллергена: сенсибилизированные Т-лимфоциты (хелперы) дают команду макрофагам, которые либо вызывают местное повреждение и воспаление кожи и слизистых, либо приводят к образованию клеточной инфильтрации и местных клеточных разрастаний, так называемых гранулем. Аллергические реакции данного типа возникают как реакция на коже в месте контакта с аллергеном в виде высыпаний (пузырьков, узелков, покраснения), при проведении туберкулиновой пробы (реакция Манту), а образование гранулем наблюдается при сифилисе, лепре (проказе) и т.п. (при этом гранулемы выполняют и защитную функцию — отграничивают скопления патогенных микроорганизмов).

Аллергические реакции 5 типа.

По механизму они похожи на реакции 2 типа, но при них не происходит разрушения клеток; иммунные комплексы (антиген-антитело), фиксируясь на рецепторах мембран определенных клеток, либо чрезмерно стимулируют их функции (это приводит, например, к повышенной продукции гормонов щитовидной железы и возникновению диффузного токсического зоба, который раньше именовали Базедовой болезнью), либо тормозят их деятельность (при этом, например, прерывается нервно-мышечная передача и возникает заболевание миастения, характеризующаяся мышечной слабостью).

Источник: https://bstudy.net/645453/meditsina/patologiya_immunnoy_sistemy

Методическая разработка на тему:

Патология иммунной системы аллергия

Оснащение:

– плакат «Лимфатическая система»;

– учебный фильм «Патология иммунной системы»;

– методическая разработка для преподавателя;

– методические указания для студентов.

Методы обучения:

1) направленные на первичное овладение знаниями:

– объяснение, рассказ, беседа.

2) Направленные на закрепление и совершенствование знаний:

– ответы на вопросы;

– заполнение схемы;

– тестовые задания.

Студент должен уметь: использовать знания по патологии иммунной системы для обследования пациента, постановки предварительного диагноза;

Студент должен знать: патологию иммунной системы и стадии аллергических реакций.

Формируемые компетенции: ОК 1-8, ПК 1.1 – 1.6, ПК 2.1 – 2.4, ПК 3.1 – 3.2, ПК 4.1 – 4.8, ПК 5.1 – 5.3

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

1. Заполнить таблицу «Характерные особенности различных типов аллергических реакций».

1

Типы аллергических реакций

Углубить и закрепить знания о патологии иммунной системы.

Характеристика аллергической реакции

Литература

Основная:

1. Ремизов И.В. «Основы патологии» 2015, – 195 с.

2. Пауков В.С. «Патология», М.: «Медицина», 1989. – 350 с.

Дополнительная:

1. Ремизов И.В. Руководство к практическим занятиям по Основам

Патологии: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 267 с.

2. Серов В.В. Руководство к практическим занятиям по патологической

анатомии: Учебное пособие – М.: «Медицина», 1987. – 285 с.

3. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей

патологии: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 411 с.

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Реализация

ОК и ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационная часть

1 мину

та

Преподаватель приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих на уроке, проверяет подготовленность аудитории и студентов к занятию, мобилизация внимания учащихся на изучаемой теме.

Обучающиеся приветствуют преподавателя, называют отсутствующих на уроке.

Подготовить и организовать обучающихся к работе, создать рабочую обстановку.

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Мотивация учебной деятельности

2 минуты

Преподаватель сообщает тему, цели и план занятия, рассказывает о значимости новой темы.

1. Что такое иммунитет?

2. Какие органы и системы отвечают за выработку иммунитета?

3. Какой бывает иммунитет?

Обучающиеся слушают преподавателя, записывают новую тему в тетрадь.

Ознакомить обучающихся с темой, целями и планом занятия, подчеркнуть теоретическую и практическую значимость изучаемой темы, мобилизовать внимание обучающихся на изучение темы.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость  своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Проверка д/з

5 минут

Преподаватель проводит проверку д/з:

студенты отвечают на вопросы.

Устно отвечают на вопросы.

Выявить качество самостоятельной подготовки обучающихся, оценить уровень и качество усвоенных знаний.

Оснащение: конспекты обучающихся, вопросы для устного опроса.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Приложение№1

Демонстрационная часть.

15

минут

Преподаватель объясняет обучающимся новый материал «Патология иммунной системы»,

демонстрируя строение лимфатической системы на плакате. Дает под запись более важные моменты. Объясняя, старается опираться на исходные знания студентов по анатомии. В конце объяснения преподаватель отвечает на вопросы, возникшие у обучающихся при изучении новой темы.

Обучающиеся внимательно слушают преподавателя, участвуют в обсуждении нового материала. По ходу объяснения делают необходимые записи. Обучающиеся внимательно смотрят на действия преподавателя. После изучения нового материла, задают вопросы, которые могли возникнуть у них в процессе объяснения преподавателем новой темы.

Преподаватель сам объясняет новую тему, т.к. она является трудной для студентов. Кроме того, преподаватель, обращаясь во время объяснения к уже имеющимся знаниям у обучающихся, активирует их внимание, проводит связь между изучаемой темой и анатомией.

Оснащение: плакат «Лимфатическая система»; методическая разработка для преподавателя;

методические указания для студентов.на явялется трудной для студентов. вателем новой темы.возникнутьматериала. изучении новой темы.зучаемой темы, мобилизировать в

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом и поэтапным закреплением.

60 минут

В процессе работы обучающихся проводится индивидуальный опрос каждого обучающегося преподавателем.

Обучающиеся заполняют схему «Фазы аллергической реакции».

Закрепление нового материала, его отработка на практике. Привитие навыков самостоятельной работы под руководством преподавателя. Привитие навыков общения друг с другом, умение анализировать свои ошибки.

Оснащение: плакат «Лимфатическая система».

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость  своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Осмысление и систематизация полученных знаний.

5 минут

Преподаватель предлагает закрепить пройденный материал с помощью выполнения тестового задания. Затем просит поменяться работами с соседом по парте и оглашает эталон ответов и просит их проверить и выставить оценки.

Обучающиеся решают тесты. После чего обмениваются работами, проверяют ошибки и выставляют оценки. При необходимости задают вопросы, вызвавшие у них затруднения.

Закрепить материал, выявить степень его усвоения. Привитие навыков коллективной работы.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их методы и качество.

Приложение №9

Подведение итогов

3 минут

Преподаватель обсуждает итоги работы обучающихся, отмечает отрицательные и положительные моменты в работе каждого обучающего.

Обучающиеся слушают преподавателя, отмечают для себя свои недочеты, чтобы исправить их в дальнейшем.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-patologiya-immunnoy-sistemi-2824878.html

Взаимосвязь иммунитета и аллергии

Патология иммунной системы аллергия
Иммунная система выполняет важную роль – она защищает организм от бактерий, вирусов, грибов, гельминтов, идентифицирует опухолевые клетки. Ее основная задача – вовремя распознавать и уничтожать вредоносные агенты.

Иногда такая бдительность становится чрезмерной – возникает патология иммунной системы и аллергия, характеризующаяся обостренной реакцией на чужеродные вещества.

В чем же причины ее развития и какое значение имеют изменения в защитных механизмах?

Здоровье человека напрямую зависит от активности внутренней защиты – если она ослаблена или отсутствует, организм повреждается и гибнет, не выдержав атаки многочисленных чужеродных агентов.

Контакт с ними происходит ежедневно, но благодаря поддержанию функциональной состоятельности иммунитета проходит без необратимых последствий. К слову, даже воспаление, которое считается синонимом понятия «заболевание», на самом деле является типовой защитной реакцией, необходимой для создания границ между здоровым и поврежденным участком и уничтожения фактора, вызвавшего нарушения, с минимальными потерями для всего организма в целом.

В чем же взаимосвязь аллергии и иммунитета? Стоит начать с того, что защитные реакции достаточно агрессивны, однако регулируются специальными механизмами: это нужно, чтобы целью атаки не оказались здоровые клетки или вещества, которые не представляют угрозы для организма.

Если же происходит контакт с потенциально опасным чужеродным соединением, или антигеном, применяется такое свойство иммунной системы, как реактивность – способность отвечать на вторжение вредоносного агента. Для этого используются клеточные и гуморальные реакции – в первом случае задействованы Т- и В-лимфоциты, во втором – специальные комплексы белковой природы, то есть антитела.

Во время реализации иммунного ответа происходит:

  1. Распознавание антигена.
  2. Передача информации о нем клеткам, принимающим участие в защитных реакциях.
  3. Взаимодействие лимфоцитов и/или антител с чужеродным агентом.
  4. Запоминание антигена.

Процесс формирования иммунной памяти в патогенезе (механизме развития) аллергии называется сенсибилизацией.

Он запускается при первом контакте с причинно-значимым агентом, но вначале не проявляется никакими клиническими симптомами. Однако после того как вырабатываются антитела, или иммуноглобулины, повторное соприкосновение провоцирует каскад защитных реакций и возникновение нарушений со стороны кожи, слизистых оболочек, пищеварительного тракта, респираторных органов.

Стресс и «фактор стерильности»

О том, что волнение может провоцировать сбои в работе иммунной системы, специалисты знают достаточно давно. Страдают разные органы – желудок, кишечник, почки; истощаются восстановительные резервы.

Стресс может ослаблять сопротивляемость инфекциям и способствовать формированию реакций обостренной чувствительности – то есть аллергической непереносимости.

Также широкое признание получила «теория гигиены», или «фактора стерильности», гласящая, что приближение условий быта к показателям максимальной чистоты снижает потребность в иммунной защите на стандартном уровне.

Образующиеся «пробелы» заполняются реакциями на вещества, в принципе не представляющие опасности – «точкой приложения» становится пищевой продукт, пыль, шерсть животных, косметика.

Аллергия и иммунодефицит

Распространено мнение, что причина реакций индивидуальной чувствительности кроется в ослаблении защитных функций организма.

Конечно, определенный смысл в этом есть – ведь предпосылки для формирования нарушений могут создаваться при инфекциях (особенно протекающих хронически), других заболеваниях, так или иначе влияющих на резистентность (устойчивость) к раздражителям.

Однако аллергия – это патологически обостренная чувствительность. Механизмы, отвечающие за ее реализацию, не подавляются, а наоборот, активируются. Поэтому заболевание нельзя считать примером иммунодефицита. Напротив, оно характеризуется бурными реакциями, которые не возникают при несостоятельности защитных структур.

Аллергия – это феномен неадекватного ответа на антигены, связанный с дисфункцией иммунной системы.

В то же самое время люди, страдающие непереносимостью, могут отмечать повышенную восприимчивость к инфекциям.

Между этими заболеваниями взаимная связь: заражение вирусами и бактериями увеличивает чувствительность слизистых оболочек к антигенам бытовой пыли, слюны и шерсти животных, пыльцы растений.

А воспаление, связанное с аллергией, влияет на локальные защитные механизмы (например, состав и количество секрета желез в носу), может снижать иммунную реактивность и тем самым облегчает проникновение болезнетворных агентов.

АллергииНет
Добавить комментарий